«Деятельность педагога по созданию развивающей предметно — пространственной среды образовательной деятельности „Физическое развитие“
Развивающая предметно — пространственная среду по о.о. „Физическое развитие“ с интеграцией с другими образовательными областями в младшей группе „Капитошка“ в рамках тематической недели „Здоровье и я — лучшие друзья“.
В нашем групповом помещении функционируют центры, спроектированные в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования.
Ø Первый центр называется „Маленькие гении“. Статичный сквозной стеллаж наполнен всем необходимым для полноценного развития творческих способностей детей — оборудованием для рисования, лепки, аппликации. Вы можете видеть, что сейчас у детей имеются раскраски по теме недели, графические задания и перфокарты, которые в достаточной мере способствуют формированию Здорового образа жизни. Хотелось бы обратить ваше внимание на „говорящую стену“, где дети на этой неделе с удовольствием играют в дидактическую игру „Покажи, какие цвета использовал художник“.
Здесь логично вписывается небольшой пластиковый столик, где ребята могут спокойно порисовать, а затем разместить свои работы на стену творчества.
Ø В Центре игр „Мастера на все руки“ дети могут развернуть игровой сюжет различной тематики. На этой неделе наши ребята с удовольствием играют в игру „Больница“. Накидка на стулья с игровым маркером „Скорая“ позволяет ребятам глубже войти в игровую ситуацию.
Ø По другую сторону группового помещения в просторном шкафу находится необычный центр под названием „Этот интересный мир“, где расположен иллюстративный и демонстрационный материал, а так же, дидактические игры по формированию основ ЗОЖ и ознакомлению детей с некоторыми видами спорта.
Ø Рядом уютно расположился Центр науки и природы „Клуб Почемучек“ для проведения опытническо — экспериментальной деятельностей детей. Всё оборудование доступно детям. В данный момент всё готово для проведения опыта, где дети экспериментируют с телом при помощи физкультурных мячей и других физкультурных атрибутов. Дети при помощи тактильных ощущений описывают свойства различных мячей.
Ø Далее находится центр книги „В гостях у сказки“. Книги подобраны с учётом возраста детей.
Ø Здесь же мы решили разместить центр игр по речевому развитию „Игралочка“», в котором представлены различные виды дидактических игр, лото, направленные на развитие речевой активности детей. Длинный стол и маленький уютный коврик позволяет вместить сразу несколько детей в данной зоне, чтобы рассмотреть любимые книжки и поиграть в ту или иную дидактическую игру.
ОО «Речевое развитие» рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого ребёнка. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Уже давно доказано, что на развитие речи ребенка большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. В нашем центре «Игралочка» размещен разнообразный материал для решения всех задач по ОО «Речевое развитие».
Для закрепления правильного речевого дыхания в центре имеются различные пособия: «Волшебные пёрышки»; трубочки; дудочки, а также подобрана картотека дыхательных упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
С целью развития артикуляционной моторики наш центр мы наполнили:
- картотекой артикуляционной гимнастики в стихах и картинках, что позволяет детям в игровой форме развивать свой артикуляционный аппарат.
Для закрепления навыков правильного звукопроизношения мы подобрали: серию предметных и сюжетных картинок; картотеку чистоговорок, стихов, потешек, поговорок, считалок.
Для активизации словаря, обобщающих понятий нами подобраны:
- демонстрационный материал на тему «Человек», «Виды спорта»;
- предметные картинки «Спортивный инвентарь», «Спортивная одежда», «Гигиенические принадлежности», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»;
- дидактические игры: «Кто что делает?», «Подбери и назови», «Здоровый малыш», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»; перфокарты «Виды спорта и атрибуты». А также хотелось обратить ваше внимание на так называемую говорящую стену, которая также способствует активизации словаря. На этой неделе дети с удовольствием играют в дидактическую игру «Весёлый мяч».
С целью развития связной речи мы также используем серию сюжетных картинок по теме недели; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
- дидактические игры «Я спортсмен», «Виды спорта» (рассказы по картинкам), «Малыши-крепыши», «Как расти здоровым»;
- демонстрационный материал «Если малыш поранился», «Расскажите детям об олимпийских играх». А также для решения данной задачи мы вовлекаем детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, картин.
Всем нам известно, что мелкая моторика рук и развитие речи тесно связаны. С этой целью мы подобрали пальчиковые игры, шнуровки, мозаики.
Также мы не обошли вниманием и наш центр книги, который наполнили художественной и познавательной литературой по теме недели: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Азбука здоровья», «Твоё тело», «Как устроен человек» и др.
Также не мало важную роль играет психоэмоциональное состояние детей, с этой целью нами подобраны: дидактические игры «В мире эмоций», «Домик настроения», а также перфокарта «Калейдоскоп эмоций».
Неотъемлемым атрибутом нашего речевого центра является игрушка – “кукла Катя”, которая помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.
Ø В отдельной комнате расположен спортивный центр «Малыши — крепыши», который предназначен для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирования желания детей заниматься двигательной деятельностью. В нашем спортивном центре ребёнок может заняться двигательной деятельностью, не мешая деятельности других детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; равновесие, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Это один из самых любимых детьми центров в группе. Он лаконично и гармонично вписывается в небольшое пространство игровой комнаты. Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Центр оснащен играми и пособиями на развитие дыхания и ЖЁЛ, игровыми пособиями с элементами спортивных игр:
§ Вертушки
§ Султанчики
§ Кольцебросы
§ Кольцеброс напольный с шарами и кольцами
§ Боксёрская груша с набором перчаток
§ Игра «Футбол»
Так же, в центре в достаточном количестве имеется необходимый спортивный инвентарь для проведения утренней гимнастики и индивидуальной работы. Всё это представлено вашему вниманию.
§ Скакалки
§ Флажки
§ Ленточки (25 штук)
§ Платочки (50 штук)
§ Мешочки набивные
§ Мячи набивные
§ Кегли
§ Гантели
§ Мячи резиновые большие
§ Мячи резиновые средние
§ Мячи резиновые малые (25 штук)
§ Мячи пластмассовые малые
§ Кубики цветные (50 штук)
§ Островки
§ Конусы
§ Палки физкультурные (18 штук)
§ Эспандеры
§ Балансир ручной
§ Балансир «Хитрая рыбка»
Здесь же, в центре имеется инвентарь для проведения закаливающих процедур и корригирующей гимнастики
§ Мяч»Ёжик" (на подгруппу детей)
§ Дорожка для закаливания «Йожик»
§ Дорожка для закаливания зелёная
§ Коврики для закаливания с пуговицами (6 штук)
§ Коврик для закаливания мягкий
§ Резиновые следы и ладошки
Для организации подвижных игр нами были изготовлены различные нагрудные знаки и маски, которые значительно оживляют игру и усиливают интерес к ней.
В спортивном центре есть и «Уголок уединения»
Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности.
Для более успешного функционирования данного центра творческой группой педагогов нашего детского учреждения были разработаны следующие картотеки:
§ Подвижные игры
§ Комплексы утренней гимнастики
§ Комплексы пальчиковой гимнастики
§ Комплексы физ.минуток
§ Комплекс упражнений «Гимнастика маленьких волшебников»
§ Картотека с комплексами дыхательных упражнений для развития ЖЁЛ.
§ «Растём здоровыми» (методика закаливания, точечный массаж, побудки, художественное слово в режимных моментах, комплексы упражнений для детей с различными нарушениями)
§ «Игры на преодоление застенчивости и тревожности»
§ «Игры и упражнения для саморегуляции и снятия психо – эмоционального напряжения»
§ «Игры на развитие эмоциональной сферы детей»
§ «Игры и упражнения для коррекции трудностей поведения»
Все они представлены вашему вниманию.
В целом считаем, что спортивный центр"Малыши — крепыши" наполнен всем необходимым оборудованием в достаточном количестве, оснащён спортивным инвентарём, как для ОРУ, формирования основных движений, для проведения подвижных игр, так и для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Всё это в значительной мере способствует формированию основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.