Путь на сайте

РУБРИКА НОВОСТЕЙ

1

Здоровье это- здорово!

На протяжении всей недели наша группа работала по теме ЗОЖ. В конце недели в группе № 4 прошло родительское собрание под девизом «Здоровый образ жизни-Здоровье это- здорово»

Это собрание проходило в виде деловой игры. Прошло оно результативно, родители были заинтересованы, активны а по окончанию получили призовые места.

После деловой игры мною была предложена консультация для родителей на тему:

«Формирование мотивации на логопедических занятиях, как фактор повышения качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода на ФГОС.»

Одной из основных идей  ФГОС является обеспечение  условий, при которых можно повысить  качество образования и  достичь новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.

На первый план выходит личность ребенка, способного к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным. Главная задача педагога, реализующего ФГОС ДО – организовать деятельность дошкольников таким образом, чтобы у детей возникло желание «самостоятельно» прийти к логическому завершению занятия. Для этого необходимо формировать у дошкольника осознанное желание достичь результатов, в связи с этим необходима мотивация.

Формирование мотивациив детском саду, ее комплексное развитие – это условие дальнейшего обучения в школе.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Ее становление происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит от воспитательного воздействия родителей, педагогов и окружающей среды.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

Среди многочисленных видов  мотивов, особое место занимает познавательный, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная деятельность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.

При  формировании мотивационно — потребительской сферы  у  ребенка с нарушением интеллекта характерным является незрелость, слабая выраженность, кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность мотивов, не достаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «близкая» мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими  и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями (Л. В. Занков, Р. С. Муравьева).

Учеными констатируется так же и тот факт, что положительная мотивация деятельности ребенка с нарушением интеллекта способствует более устойчивой и длительной работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности.

Рассматривая имеющиеся «инструментарий» пригодный для решения поставленной задачи, приходиться признать, что пока новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, но требования к воспитанию и обучению изменились.

В связи с этим мы создаём вокруг ребёнка атмосферу комфортности,  желания с удовольствием воспринимать новое. Принимаем детей такими, какие они есть, оказываем необходимую помощь, поддерживаем стремление к самостоятельности и творчеству, тем самым создаём устойчивую мотивацию.

Максимально вовлекая воспитанников в активную деятельность, пробуждаем у них интерес к предстоящей работе через коллективно-трудовые и творческие дела,  игровые и сюрпризные моменты, которые благотворно влияют на развитие познавательной деятельности детей, пробуждают интерес к изучаемому материалу, что способствуют повышению усвоения материала.

Основное логопедическое заключение  в коррекционной группе в нашем детском саду  – системное недоразвитие речи, первой, второй, третей  степени.

Отношение к занятиям у детей данной категории определяется низкой способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания. Этому часто  препятствует отсутствие познавательного интереса.

Работая с детьми с лёгкой умственной отсталостью с сентября 2013 года, мы использовали опыт учителя – логопеда  Тереховой В. Л. по предложенной методике, направленной  на формирование мотивации у детей с ограниченными возможностями. Данная методика  базируется на следующих принципах:

Личностное ориентирование – ориентация на ребенка, на его сохранные функции организма и психоэмоциональные особенности,

Эмоциональная поддержка со стороны педагога   и  создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.

Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.

Игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.

Логопедические  занятия    носят комбинированный характер, поскольку длительно  удерживать внимание и быть сосредоточенными  на выполнении определённого задания или  упражнения нашим воспитанникам очень тяжело.

Занятия включали в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.

Для того чтобы оптимизировать процесс логопедического воздействия и повысить познавательную активность детей   использовались речевые игры, яркие, интересные игрушки. Рассмотрим эту методику  на примере использования мультипликационных героев. По данной методике мы использовали таких героев мультипликации, как «Смешариков»

Использования образов «Смешариков» в качестве средства повышения познавательных мотивов  детей с нарушением интеллекта:

• эти герои являются любимыми у всех детей группы, и  присутствие этих героев на занятиях вызывает живой интерес у наших воспитанников;

• в каждой истории  присутствует смысловой акцент, поучительность,

• отсутствие негативных моментов в характерах героев мультфильма;

• внешность персонажей в целом настраивает на положительные эмоции.

Первый шаг коррекционной работы – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Игры и упражнения, проводятся от лица мультипликационных героев, используется демонстрационный и раздаточный материал, связанный с конкретными героями. Работу с детьми мы  начинаем с развития подражательной способности, учим подражать действиям с предметами (игрушками, мячом, кубиками и пр.). Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

Вариантов использования героев мультипликационных фильмов в разных частях занятия множество: в организационном моменте  («превращение» в Смешариков, персонаж из мультфильма приходит в гости); в основной части занятия содержание физкультминуток соответствует образам героев; при подведении итогов  от лица героев детям раздаются картинки – раскраски играющие роль поощрения.

В условиях МБДОУ хорошо зарекомендовали себя комбинированные занятия, проводимые в игровой форме, которые позволяют гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой,  допуская минимальные потери внимания и снижения интереса.

В результате ребенок воспринимает материал, не устает,  а самое главное он успешен!

Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творчество со стороны специалиста. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать и «особыми» качествами: колоссальным терпением; способностью сопереживать и понимать; выдумкой,  психологической гибкостью. Именно благодаря этому «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.

Я очень  благодарна родителям принявшим участие в нашей деловой игре.

Желаю вам и нашим детям здоровья и успехов с уважением Слепцова Т. В.